Была вчера в Мультимедиа-арт-музее на Остоженке. Там открывали одновременно две выставки: Still/Life и The Happy End. И надо сказать, что это было логично: общая черта обеих выставок - преобладание совсем молодого искусства. Нидерланды и Россия. Небо и земля. Но обо всем по порядку.
Словосочетание "голландский натюрморт" лично на меня навевает дикую скуку. Это же натюрмооооорт, яблоки в вазе. Ан нет. Still/Life - это лаконичность, жизнерадостность и дзен. На выходе - спокойная, незамутненная радость. Геометрические фотографии фруктов, фантастически пышные цифровые букеты цветов рядом с классическими натюрмортами XVIII века, любезно предоставленными музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, яркие цвета, расслабленная прелесть моментов прокрастинации (разлитое молоко с плавающими в нем предметами, художественный беспорядок студии), гипнотизирующие видеоинсталляции, на которые можно смотреть часами: здесь кучка бисера, которую два человека скрупулезно разбирают по цветам, рядом - под торжественную музыку пробка вылетает из бутылки шампанского и разбивает вдребезги куриное яйцо.
В общем, мой предвзято скептический настрой только еще больше оттенил восторг от этой небольшой, но очень целостно воспринимаемой экспозиции. Да-да, это тот случай, когда невозможно не отметить работу куратора, настолько правильно были подобраны и развешены объекты. Продумано всё - от порядка, в котором посетители будут осматривать выставку, до совершенно прекрасных сочетаний работ с разных точек зала. Это сложно описать, но прямо дух захватывает, когда ты смотришь сквозь экспозицию черно-белых фотографий, хаотично развешанных на фоне широкой, спускающейся от потолка и ползущей по полу полосы ярко-синего цвета Ива Кляйна, а ее так здорово обыгрывают работы в персиковых тонах на заднем плане. Низкий поклон куратору.
The Happy End - экспозиция дипломных работ школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. Название сильно отдает сарказмом, очень сильно. Потому что более унылых работ я не видела. О да, реализм торжествует, реализм и ядовитая концентрация штампов о России-матушке. Уродливые индустриальные поселки, babushkas в платочках, подростки с пивом и фингалами под глазами, видео с бессвязными разговорами абыскустве между стопкой водки и соленым огурчиком. Контраст: худые мальчики и девочки, в цветных джинсах и рэйбенах, стереотипные хипстеры, ходили стайками около своих стереотипных творений. И смех, и слёзы. Такой вот "happy end".

Вообще, должна признать, что старина Хэммингуэй был бесконечно прав: ходить по выставкам надо в одиночку и на голодный желудок. Никто не тянет тебя за рукав, если ты хочешь зависнуть перед какой-нибудь видеоинсталляцией или записью перформанса минут на 20 или даже больше, или вернуться к какой-нибудь работе еще раз. Искусству надо больше времени, чтобы заговорить со зрителем, оно говорит на языке жестов. Поэтому надо приостановиться, читать по губам, превратиться в само внимание и запастись терпением. Тогда и эмоции будут, и идея откроется. А мы привыкли галопом пробежаться, схватить пресс-релиз и вон из здания. Это, пожалуй, простительно журналистам, которым надо за вечер побывать на целой череде событий, но остальные-то куда спешат? А потом где-нибудь на Lookatme сетуют, что вот-де люди ходят "для галочки", пробегут, сфоткаются на айфон на фоне какой-нибудь работы "я тут был", а в искусстве как ни разбирались, так и не разбираются. А на самом деле, просто нужно время. Время каждого отдельно взятого посетителя. И всё будет хорошо.

Ну и несколько фото с выставки голландских натюрмортов, которую я настойчиво советую посетить.
тык